Новости

Рубрика: Заезженные пластинки (+ translation) (от 21.02.2024)

Рубрика: Заезженные пластинки (+ translation) (от 21.02.2024)
Фонохрестоматии также являются крайне интересным способом применения пластинок для передачи не только культурной, но и образовательной информации. По сути, это были учебные пособия, состоящие из комплекта граммофонных пластинок (литературные, музыкальные, специальные учебные и документальные записи по программе какого-либо учебного предмета) и методические руководства для преподавателя по использованию их в учебно-воспитательном процессе. Принцип отбора и создания записей для пластинок основан на единстве их педагогического и художественного воздействия на учащихся. Идея создания звучащей книги в помощь учителю высказана была впервые в 30-е гг. 20 в. советским мастером художественного слова В. Н. Яхонтовым. Первые фонохрестоматии (по рус. литературе для 5–7-х классов общеобразовательной школы) выпущены в СССР в 1965–1967.

Вообще в учебных целях грамзапись впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные записи специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Как правило, подобные пособия выпускались на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись использовалась в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении магнитная запись являлась уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяла анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

В то время звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно было счи¬тать наиболее часто используемыми техническими средствами обу¬чения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применялись на уроках по всем предметам, занимали значитель¬ное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школь¬ных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х го¬дах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии. Уже в поздние периоды, для прослушивания записей с магнитных лент магнитофонов или других аудиосистем устанавливали так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяли маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Также голоса школь¬ников обычно записывали у стола учителя при помощи микро¬фона.

Сама практика считалась крайне инновационной, вот что о ней писали к концу прошлого столетия: «Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскре¬шает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи «Говорят писатели», «Поэты читают свои стихи» и т.д. позволяют услышать живые го¬лоса классиков литературы: А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Свет¬лова, К.Симонова, Л.Толстого, М.Шагинян, М.Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей». Сегодняшний предмет (Фонохрестоматия по литературе для IХ класса) был передан нам в дар от Л.Ф. Зариповой в 2005 году.

#СССР #Музыка

«Phonochrestomathies» are also an extremely interesting way of using records to transmit not only cultural but also educational information. In fact, they were teaching aids consisting of a set of gramophone records (literary, musical, special educational and documentary recordings on the program of an educational subject) and methodical guides for the teacher on how to use them in the educational process. The principle of selection and creation of recordings for records is based on the unity of their pedagogical and artistic impact on students. The idea of creating a sounding book to help the teacher was first expressed in the 30s of the 20th century by a Soviet master of the art word V. N. Yakhontov. The first phonological textbooks (on Russian literature for 5-7th grades of secondary school) were published in the USSR in 1965-1967.

In general, grammar recordings were first used for educational purposes in the early 20th century in the USA and a number of European countries, including Russia. The first educational recordings specially for schools were released in the USSR in 1936 (grammar recordings of foreign language lessons). In the 1950s, mass production of audio teaching aids for secondary schools and other types of educational institutions began. As a rule, such aids were issued on gramophone records. In the 60s, sound recording equipment and language laboratories were widely used in universities and specialized secondary educational institutions (especially in the humanities). Magnetic recording was used mainly for the purpose of mastering live spoken speech when studying foreign languages, improving the culture of native oral speech, as well as performing skills (in musical and theatrical educational institutions). In this respect, magnetic recording was a unique means of self-control, as it allowed to analyze the sound of one's speech, one's performance.

At that time, along with diafilms, sound teaching aids could be considered the most frequently used technical means of teaching and education in school mass practice. They were widely used in lessons in all subjects, took a significant place in extracurricular educational work. For a number of school disciplines in accordance with the curriculum in the 80s were issued sets of gramophone records, united in phonohrestomathy. Already in later periods, for listening to recordings from magnetic tapes tape recorders or other audio systems were installed so that the sound of the recording in the classroom was loud enough and legible. Sound systems with remote speakers allowed them to be maneuvered until all students could hear the sound clearly. It was also common for students' voices to be recorded at the teacher's desk using a microphone.

The practice itself was considered extremely innovative, and this is what was written about it by the end of the last century: "The phonochrestomathy "The Great Patriotic War" resurrects the pages of the tragic and heroic history of our country. Gramophone records and tape recordings "Writers Speak", "Poets Read Their Poems", etc. allow you to hear the living voices of the classics of literature: A. Akhmatova, A. Blok, M. Gorky, S. Yesenin, M. Zoshchenko, V. Mayakovsky, N. Ostrovsky, M. Svetlov, K. Simonov, L. Tolstoy, M. Shaginyan, M. Sholokhov and others. The documentary nature of the recordings makes a strong impression on the listeners". Today's item (Phonochrestomathy on literature for class IX) was donated to us by L.F. Zaripova in 2005.

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку