Новости

Рубрика: Учинение обыкновенной почты (+ translation) (от 28.03.2024)

Рубрика: Учинение обыкновенной почты (+ translation) (от 28.03.2024)
История СССР, особенно на первых годах своего существования, представляет из себя увлекательный случай адаптации государства к новым экономическим условиям. Паевые марки «кооперативные», если мы говорим более общими терминами – были также одной из интересных итогов данного процесса. Однако о кооперации мы можем говорить немного ранее. Дело в том, что декабристы стали основателями кооперативного движения в России, создав первое потребительское общество «большая артель» в 1831 году. Пока были в читинском остроге после неудачного восстания на Сенатской площади в 1825 году, декабристы организовали артельное хозяйство – добровольное объединение без устава.

В 1831 году в Забайкалье был утвержден Устав «Большой артели», в котором были определены основные принципы кооперации: добровольность членства, демократическое управление, доступность информации, контроль пайщиков и взаимопомощь. Эта инициатива оказалась востребованной, и к концу 19 века было зарегистрировано более 500 подобных потребительских обществ. На съезде в Нижегородской ярмарке в августе 1896 года 60 представителей от 32 кооперативов России обсудили и отправили на одобрение царского Совета Министров проекты Положения о союзах кооператоров и Нормального устава потребительских обществ. В результате был создан Всероссийский кооперативный центр под патронажем губернского Московского союза потребительских обществ (МСПО). Всероссийский кооперативный центр существовал под названием МСПО около 20 лет, до тех пор, пока в 1917 году его не переименовали в Всероссийский центральный союз потребительских обществ, или «Центросоюз».

В общем, кооперативные марки представляют собой вид кредитных марок, которые изготавливаются широкими коллективными группами, включая потребительские, снабженческие, кредитные и производственные кооперативы, общества и артели, работающие в сфере производства и обмена. Первые кооперативные марки в Российской империи были изготовлены в конце 19-го века. Их массовое производство началось в 1920-х годах и было стимулировано политикой советской власти по прекращению нэпа и исключению частных предпринимателей из секторов розничной торговли и ремесленного производства.

Вакуум, созданный этими явлениями, по мнению властей, должен был быть заполнен кооперативами. Централизованное управление кооперативной деятельностью в стране осуществлялось через специальные органы управления, такие как Центросоюз в системе потребительской кооперации, Союзохотцентр в системе охотничьего промысла и т. д. Эти центральные органы управляли республиканскими и региональными кооперативными советами. В середине 1930-х годов большинство потребительских кооперативов в городах и промышленных населённых пунктах были упразднены, их средства переданы государственной торговле, и прекращен выпуск локальных кооперативных марок в пользу общегосударственных знаков.

В 1923—1925 и 1930—1931 годах в СССР была острая нехватка мелочи. В то же время был запрет на выпуск суррогатной валюты, так называемых частных бонов. В этих условиях потребительские общества и кооперативы выдавали покупателям сдачу в виде кооперативных марок, чтобы обойти административный запрет. Марки с названиями "членские", "вкладные" или без названия использовались для этих целей. Покупателям сообщали о сроках обмена марок на мелочь для соблюдения формальностей. Выпуск денежных суррогатов кооперативами был довольно распространенным явлением.

Основная часть кооперативных марок — выпуски потребительских кооперативов и обществ. В зависимости от служебного назначения кооперативные марки подразделялись на несколько видов. Сегодняшний предмет является паевой маркой. Это были своеобразные квитанции при получении от члена кооператива-пайщика обязательных паевых взносов. Были также, например и заборные марки, выдаваемые покупателям товаров в торговых предприятиях кооператива (лавках, магазинах, ларьках и др.). Первоначально, когда в период нэпа существовала частная торговля, заборные марки были средством борьбы с конкурентами. Периодически, чаще всего раз в месяц, заборные марки сдавались покупателями в торговое учреждение кооператива и постоянные покупатели, в зависимости от общей суммы покупок — забора (покупки) товаров, получали премии или различного рода преимущества.

#Почта #СССР


The history of the USSR, especially in the early years of its existence, is a fascinating case of a state adapting to new economic conditions. The share stamps "cooperative" - if we speak in more general terms - were also one of the interesting outcomes of this process. However, we can talk about cooperative stamps a little earlier. The fact is that the Decembrists became the founders of the cooperative movement in Russia, creating the first consumer society "big artel" in 1831. While they were in the Chita stockade after the unsuccessful uprising on Senate Square in 1825, the Decembrists organized the artel economy - a voluntary association without a charter.

In 1831 in Transbaikalia the Charter of the "Big Artel" was approved, which defined the basic principles of cooperation: voluntary membership, democratic management, availability of information, control of shareholders and mutual aid. This initiative was in demand, and by the end of the 19th century more than 500 such consumer societies were registered. At the congress at the Nizhny Novgorod Fair in August 1896, 60 representatives from 32 cooperatives in Russia discussed and sent for approval to the Tsarist Council of Ministers drafts of the Regulations on Cooperators' Unions and the Normal Statute of Consumer Societies. As a result, the All-Russian Cooperative Center was established under the patronage of the provincial Moscow Union of Consumer Societies (MSPO). The All-Russian Cooperative Center existed under the name MSPO for about 20 years, until it was renamed the All-Russian Central Union of Consumer Societies, or "Centrosoyuz," in 1917.

In general, cooperative stamps are a type of credit stamps that are produced by broad collective groups, including consumer, supply, credit and production cooperatives, societies and artels working in production and exchange. The first cooperative stamps in the Russian Empire were produced in the late 19th century. Their mass production began in the 1920s and was stimulated by the Soviet government's policy of ending the NEP and excluding private entrepreneurs from the retail and handicraft sectors.

The vacuum created by these phenomena, according to the authorities, was to be filled by cooperatives. Centralized management of cooperative activities in the country was carried out through special management bodies, such as the Centrosoyuz in the consumer cooperative system, the Soyuzohottsentr in the hunting system, etc. These central bodies managed the republican and regional cooperative councils. In the mid-1930s, most consumer cooperatives in cities and industrial settlements were abolished, their funds were transferred to state commerce, and the issuance of local cooperative stamps was discontinued in favor of national marks.

In 1923-1925 and 1930-1931 there was an acute shortage of change in the USSR. At the same time there was a ban on the issue of surrogate currency, the so-called private coupons. Under these conditions, consumer societies and cooperatives issued change to customers in the form of cooperative stamps to circumvent the administrative ban. Stamps with the names "membership", "deposit" or without a name were used for this purpose. Buyers were informed of the deadlines for exchanging stamps for change in order to comply with formalities. The issuance of money surrogates by cooperatives was quite common.

The bulk of cooperative stamps were issues of consumer cooperatives and societies. Depending on the official purpose, cooperative stamps were subdivided into several types. Today's item is a unit stamp. These were peculiar receipts when receiving from a member of the cooperative shareholder compulsory share contributions. There were also, for example, and fence stamps issued to buyers of goods in the trade enterprises of the cooperative (stores, stores, stalls, etc.). Initially, when private trade existed during the NEP period, fence stamps were a means of fighting competitors. Periodically, most often once a month, fence stamps were surrendered by buyers to the trade establishment of the cooperative and regular buyers, depending on the total amount of purchases - fence (purchase) of goods, received bonuses or various kinds of advantages.

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку