Новости

«Профилактика социального сиротства»

«Профилактика социального сиротства»
Самое сложное в работе с детьми -
это работа с их родителями.
(старый школьный афоризм).

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.
Семья - это основной источник детского благополучия. Детей называют цветами жизни. Даже самый хмурый человек при виде ребенка улыбнется. Но, к сожалению, на сегодняшний день тысячи сорванных цветков никому не нужны.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, в следствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется «социальное сиротство». Это когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять родителями своих обязанностей, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Одной из актуальных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. Профилактика является одним из важных направлений деятельности по преодолению социального сиротства. Согласно авторов энциклопедического словаря социальной работы Леонида Эммануиловича Кунельского и Михаила Семеновича Мацковского под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранения, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности является наиболее сложной и болезненной. В последнее время все большее количество детей оказывается выброшенными из благополучной жизни. Работа в данном направлении предполагает оптимизацию деятельности по профилактике социального сиротства административных структур, социальных служб и образовательных учреждений. Для того чтобы образовательное учреждение могло осуществлять необходимую профилактическую работу, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей. В детском саду и школе выявляются первые признаки неблагополучия семьи. За последнее время увеличилось количество неблагополучных семей, где пьянство, наркомания, уклонение родителей от воспитания и содержания детей становится нормой.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой родители пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной - им нет дела до собственных детей. В неблагополучных семьях, как правило, дети не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, из - за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Дети испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами. Некоторых детей не покидает предчувствие, что их предадут, обидят, сделают им больно. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты.
Выделяются наиболее сильные источники неблагополучия:
Алкоголизм в семье;
Бедность семьи;
Конфликты в семье между родителями;
Конфликты в семье между детьми и родителями;
Неполные семьи;
Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.
Основными направлениями педагогической помощи можно назвать:
- организационно - педагогическую работу с родителями;
- осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания.
При работе с родителями обучающихся школа применяет разнообразные формы работы:
*общешкольное родительское собрание; обсуждаются наиболее актуальные проблемы в обучении и воспитании, а также работы школы.
*классное родительское собрание; классным руководителем делается сообщение о состоянии успеваемости и дисциплины обучающихся, а так же решаются вопросы связанные с улучшением учебной работы.
*индивидуальные консультации; охватывает различные проблемы и вопросы.
*круглый стол; это встреча родителей, которым для обсуждения предлагается какая - либо значимая тема. Круглый стол, в отличие от других форм, дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей.
*мастер - классы, совместно выполняемая работа детей с родителями.
Алгоритм работы педагогов с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Профилактика социального сиротства - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с конкретной семьей. Преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой. Зачастую семья не может справиться самостоятельно с кризисной ситуацией в своем развитии. Риск усугубления ситуации может привести к приобретению ребенком статуса социального сироты. Ранняя профилактика и преодоление социального сиротства в немалой степени зависит от каждого из нас. Пропагандируя детям здоровый образ жизни, привлекая их к занятиям в различных кружках и секциях, мы должны стремиться духовно обогащать их мир и мир их семьи, ведь правильно организованный досуг значительно снижает численность беспризорных подростков, бесцельно проводящих свободное время на улице.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, важная общая организация профилактической работы применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;
Профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности.
Работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи.

Возврат к списку