Сак (Сах). МКМ КП-1146 Инв. № Э-458

Сак (Сах). МКМ КП-1146 Инв. № Э-458

(тром-аганской локальной группы восточных ханты). Сопочины ведут свой род от Сопоч ики с р. Тромъегана. (Сподина, В.И. О родовом устройстве и названиях некоторых родов обских угров и самодийцев ХМАО // Вестник угроведения. – 2011. – № 2. – С. 141.)

Национальное наименование: сак (по Н.В. Лукиной), сах (по Т.А. Молдановой).

Датировка: последняя четверть XX века.

Место создания: Стойбище на реке Катухта (правый приток р. Варьёган); Нижневартовский район ХМАО.

Материал: шкура оленя, сукно, ровдуга, бисер, ручное производство.

Размеры: длина общая – 105 см; длина рукава – 35 см; ширина по плечам – 46 см; ширина по подолу – 94 см.

Время поступления: 17.02.1993 г. Поступил от Сопочиной Зои Алексеевны.

Описание: Женская распашная одежда. Составлена из прямоугольных полос оленьего меха. Подкладка отсутствует. Ворс верхней части обращен наружу. В верхней части спинки использована шкура молодого оленя белого цвета. Борта, подол и рукава в нижней части саха выполнены из шкуры более темного цвета. Полоски темного меха, из которого составлены борта – сшиты позади, в районе шеи, образуют воротник, соединительный шов расположен немного левее центра. Подол сшит из кусков шкуры прямоугольной формы. Нижний край спинки вровень с передом. Спереди шуба завязывается, с помощью шести ровдужных полосок-завязок, с небольшим запахом на правую сторону, за счёт более удалённого расположения завязки на левом борту.  Поверхность саха в районе главных швов по традиции украшены вертикальными орнаментированными полосами (всего восемь), а также двумя широкими у подола. Полосы составные, с акцентированным соединительным швом в середине изделия. Также все, хорошо различимые швы изделия, обильно декорированы тонкими полосками сукна. Края бортов, рукава и подола подшиты светлым мехом и красным сукном. Рукава короткие, зауженные к низу, без обшлагов. В нижней части рукава орнаментированная полоса с узором: шовр толэн омасты нюхе – «на заячьей лапке, сидящий соболь». (Журнал Югра. № 2 февраль, 1992 стр. 49 рис. 3) Вдоль рукава полоса с орнаментом: янас ханши – «придуманный орнамент». (Журнал Югра. № 9 сентябрь, 1992 стр. 52 рис 11.) Вторая полоса с орнаментом: ай лов унгал оланг – «челюсть маленькой лошади». (Журнал Югра № 5 май 1992 стр. 14 рис 2.)

В подмышечном пространстве пришиты прямоугольные ластовицы. Плечевой шов украшен свисающими ленточками синего и жёлтого цвета. По бокам и на спинке вдоль вертикальных швов вшиты орнаментированные полосы, доходящие до верха изделия. Слева полоска белого меха с узором из тёмного меха, справа коричневый мех с элементами из белого меха. Орнамент ленточный состоит из узора: еллы нетум пушанг сумат нув вулыса – «добавленная двойная березовая ветвь незаконченная». (Журнал Югра № 3 март 1992 стр. 56 рис 7.) У Лукиной Н.В. этот орнамент приведен, как «мозаика из меха на обуви нового образца» характерный для Тром-Агана. (Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) /Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1979. – С 170. рис. 3) По краю полосы обшиты суконными полосками жёлтого цвета шириной 1 см., поверх пришита полоска бордовой ткани, вырезанная зубчиком. На расстоянии 5 см. от верха полосы, начинается ряд из бисера, в серединку каждого зубчика пришита бисерина белого цвета, всего 61 шт. Слева орнаментированная полоска обшита красной суконной лентой шириной 1,2 см., поверх пришита синяя лента, вырезанная зубчиком с бисером, всего 54 шт. Вверху по горизонтали нашиты три полоски сукна – красного, желтого и зелёного цвета, шириной от 1 мм. Перед и после полосы с орнаментом, швы также задекорированы длинными вертикальными тонкими ленточками ткани. В правой части декорирование главного вертикального шва орнаментированной полосой, зеркально повторяется. Ближе к рукавам, швы также украшены, здесь пришиты элементы орнамента: салы аньт – «рог оленя». (Орнамент народов Западной Сибири: Сб статей/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1992. – С 117. рис. 18)

Перед подолом два ряда широких орнаментированных полос. Нижняя с элементами узора, составленного на манер орнамента: «березовая ветвь» (точного совпадения в использованной литературе не встретилось). Полосы обшиты лентами разноцветного сукна: нижний бордового цвета, поверх с зелёной, вырезанной зубчиком, в середине каждого зубчика, пришита бисерина белого цвета; далее к подолу на жёлтой полосе – красная; на зелёном жёлтая; на красном синяя.

Сохранность: общее загрязнение. Сзади в верхней части сквозное отверстие. Воротниковая надставка на правой полочке стёрлась, мех осыпался. На левой полочке жёлтое пятно сверху. Слева на спинке угловой надрыв по шву орнаментированной полосы. Потёртости волосяного покрова на ластовицах, изделие в нескольких местах побито молью.

Место и время бытования: 1980-е годы. Стойбище на реке Катухта (правый приток р. Варьёган); Нижневартовский район ХМАО.

Легенда: Привезён во время экспедиции под руководством Сподиной В.И. в 1993 году. Приобретён у Сопочиной Зои Алексеевны, проживающей на реке Катухта.

Комментарий: Сак – обско-угорское обозначение распашной одежды. (Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1953. Вып. XV. С. 179–183). Сак, как отдельный термин со значением «одежда», зафиксирован в сургутских диалектах; составной частью описательных терминов он выступает в разных восточно-хантыйских диалектах, а также у северных хантов и манси. Сак – устойчивое название распашной одежды не только из шкур, но и из тканей; в наши дни так называют покупную распашную одежду из искусственных материалов (йом сак ’дождь сак’ – название плаща). В названиях саков нередко отражен материал, из которого они изготовлены: из сукна – ной сак, из ткани – олпинтых сак и т. п.  (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 168.)

Данный сах имеет черты ненецкой шубы: ленточки и применение сукна, оторачивание белым мехом (по Лукиной Н.В. ненецкие шубы украшались внизу и вдоль пол светлым мехом, у шуб хантыйского происхождения мех в этих частях был темным). (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 168). К деталям шубы, имеющим не хантыйское происхождение, а заимствованным от самоедоязычных народов, относятся наплечные полосы из сукна и ленточки из того же материала на стане. В верховьях Агана, где проживают совместно ханты и ненцы, признаком ненецкой шубы считается просторность по отношению к хантыйской.

По Лукиной для восточных хантов в целом наиболее характерным был покрой с неотрезной спинкой, швами в боках и плечах, прямой проймой, сужающиеся рукава без обшлагов, расширение полок путем раскашивания, а спинки – за счет клина, доходящего до проймы или плеча. У васюганско-ваховских хантов такая одежда шилась из тканей и шкур. Из перечисленных признаков особое внимание привлекает плечевой шов, благодаря которому распашная одежда отличается от нательной рубахи (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 170.). Использовались полосы цветного сукна, концы которых свисают на рукав. Расположение суконных полосок между станом и надставками вдоль пол и подола можно объяснить традицией выделения швов, но этого не скажешь о коротких полосах, отходящих вверх от опушки впереди и сзади. Сходная традиция выражена в декоративном оформлении старинной женской одежды северных хантов. (Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1953. Вып. XV. С. 179–183).

Обско-угорский орнамент на меховых, берестяных, суконных, бисерных, частично вышитых изделиях относится к ленточному типу и состоит из ритмизованных полосовых (бордюр) и замкнутых медальонных (розетка) мотивов, различия между ними являются результатом симметризации в пределах замкнутой фигуры у последних, и объясняются также тем, что орнаменты медальонного типа дают в основном анфасное изображение, полосового – профильное (Чернецов В. Н. Орнамент ленточного типа у обских югров / В. Н. Чернецов. - [Б. м. : б. и., 1948]. – С. 142–143). Бордюры применяются для украшения одежды, берестяной утвари, редко суконных подушек. На дне и крышках чуманов, крышках других берестяных предметов, на спинках дневных колыбелей, на лицевой стороне меховых сумок преобладают розетки. (Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ХIХ – начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. – М-Л: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – С.52.)

Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов